Интервью. Павел Сабля

Слизняк, чупакабра, плесень и клаустрофобия – это не набор слов, это идея для будущей фуд-фотографии. А вас что-то вдохновляет из списка?

Павел – это фотограф, для которого нет границ и кажется перегорели все предохранители, которые могли бы ограничить его полёт фантазии. Щелчок! Летит стекло. Вдребезги. Щелчок! Плавится сыр, плещется молоко, пролетают облака с солью, выстраивается хлебный пьедестал, у спагетти завязываются отношения. Нет, я не сошла с ума. Просто раздаётся щелчок, затем ещё один, писк импульса, закрываются шторки, на свет появляется кадр.
А за кадром стоит человек. Серьёзный, спокойный, очень талантливый.

Наверняка вы видели работы Павла в рекламе, в интернете, на телевидении, но понятия не имели кто это снял. Разрешите представить и познакомить – Павел Сабля. Фуд-фотограф и режиссёр, “человек-талант”, “человек-гений” и человек самые смешные тексты в инстаграме.

Автор тегов и идейный вдохновитель #искусствовмассле #берегисьедауменяпила #мирвокругвилки но сааааамые вкусные работы собраны под тегом #мандариновыевидео


Паша, расскажи как ты стал фотографом-режиссёром. Какие у тебя были представления о профессии до того, как ты начал снимать и как ты относишься к этому делу сейчас? 

Меня зовут Паша, мне 29 лет. По образованию я электрик и всего за год с небольшим, что я провёл в обнимку с фотографией, моя жизнь перевернулась с ног на голову.
Изначально думал так: чтобы стать знаменитым, нужно фотографировать обнажённых красоток (улыбается). Сам же попал в фотографию случайно. Но история моя, конечно, интересная, а для кого-то может и воодушевляющая.

Призовая работа для LEGO

Призовая работа для LEGO

Около года назад от творчества я был далёк (от слова «совсем»), работал в офисе, обзванивал клиентов, стоял в курилке за компанию и, как все, ждал выходных.
Но буду краток. Я был постоянным клиентом компании по доставке ужинов, сейчас таких много, но тогда была одна – «Дома вкуснее», и пусть это выглядит сейчас как реклама. Мне она так нравилась, что я придумал для них 10 идей развития и написал письмо ген-директору, с расчётом заняться маркетингом или рекламой для них. Ген-директор на моё письмо, полного гениальных идей и предложений ответил сухо и холодно: «Спасибо». Это меня разозлило и раззадорило. Тогда я придумал ещё 10 идей, но уже решил не просто их описать, а визуализировать. Для этого я сел изучить программу Adobe Illustrator (векторную графику) и Adobe Photoshop (растровую графику) почти с нуля. Итого, за 2 месяца я всё подготовил и отправил полную презентацию.
Я ждал.
И ждал.
Всё ещё ждал…
Через определённое (читай, вечность) время меня всё-таки пригласили отвечать за визуал компании. То есть моя зона ответственности распространялась на фото, видео, плакаты и прочие картинки. Я достал свой запылившийся фотоаппарат, совершенно простенькую зеркалку, и стал самостоятельно погружаться в мир цвета и композиций.

Помню свои первые кадры, они были обычные, как и у всех, наверное. Тарелки сверху, сбоку и тряпочки под них, с ложечками. Попутно стал принимать участие в различных конкурсах, где выигрывал ни-че-го, с такими-то скучными снимками.

Я очень быстро пришёл к пониманию, что должен создавать нечто новое, интересное и уникальное. Принимал постоянное участие во всех инста-конкурсах. Капля за каплей привнося в фотографию смесь из креатива и немного фотошопа. Конкурсы выматывали и убивали самооценку, не находя нужного мне отклика. И однажды, записываясь в очередной конкурс, я пообещал себе, что это в последний раз и если не выиграю, то оставлю эту затею и фуд-фотографию. Спойлер: я выиграл:)
Это был конкурс от LEGO и выиграл я фотоаппарат Canon 5D Mark III (на который снимаю видео до сих пор). И с тех пор побед за плечами становилось пропорционально больше. Мной стали интересоваться люди и теперь они сами писали с предложениями по работе и сотрудничестве, так что, можно начинать писать книгу “как я добился успеха” (улыбается).

Но кстати, не могу сказать, что сильно изменил мнение о фотографии в целом. Всё по-прежнему очень похоже. Но изменилось отношение к моей собственной работе и процессу. Поначалу пытался много копировать, подражать, а потом признал собственную заурядность, посредственность и просто расслабился. Начал делать то, что честно нравится, а не то, что может понравится судьям.
Время у нас такое, уникальное. Бери и учись, бери и делай, всё настолько возможно, что становится даже страшно. Но какую отрасль ни возьми, везде достаточно пусто, везде не хватает хороших людей, специалистов – единицы.

После твоего переосмысления или, правильнее сказать, понимания, к каким установкам в работе ты в итоге пришел? Копируешь, повторяешь, подражаешь, идешь на поводу аудитории, следуешь трендам или ты против подобного? 

Чёрный – вечная классика и я работаю (и, вероятно, буду работать) в этом цвете дальше, так как чёрный цвет наполненный, целостный и самодостаточный, в отличие от любого светлого. Цвет загадка. Так что, в тренде он или нет, мне не важно (как и на всё остальное). А ещё мне лень ставить свет (работаю с импульсом и пилотным). Когда заводил Инстаграм, дал себе установку: никакой рекламы и рабочих, ресторанно-стоковых фотографий, пытаюсь этого придерживаться. То есть, если прямо отвечать на вопрос, то нет. Не следую, на поводу не иду. Просто делаю как мне нравится.

В какой-то момент показалось, что чем больше я пытаюсь произвести впечатление вещами, которые все считают крутыми, тем дальше ухожу от своих собственных желаний и представлений о фотографии. Лучше делать то, что нравится, с благодарной аудиторией в 1000 подписчиков, чем сидеть со 100 тысячами и идти на поводу всеобщих прихотей, делая однотипно модные фото, боясь спугнуть лояльность и охват. Но это сугубо моё мнение, думаю, здесь со мной легко поспорить. Тем более, что сейчас количество подписчиков выступает мерилом профессионализма и значимости. Но в этом ли счастье?

Ты мимоходом уже упоминал Инстаграм и обращения по работе. Инстаграм это твоё портфолио, верно? Клиентам этого достаточно, чтобы обратиться с достойным по бюджету сотрудничеством?

Моё портфолио – это сарафанное радио. Обычно приходят уже с пониманием кто я и что могу. Если заказчику не достаточно чьей-либо рекомендации, то высылаю заранее подготовленную презентацию с прочими, классическими снимками (ресторанка например) и видео. Обычно отвечают «вау!» и назначают дату встречи.
Будь у меня сайт профессионального фуд-фотографа, я заработал бы кучу денег (наверное), но пока нужды в нём (в сайте) нет никакой. Иногда теряю заказы именно из-за такого отношения. Но знаю, что они ко мне вернутся:) А вот если мы говорим конкретно о видео, то лучшей площадки не найти, очень активное сообщество, хороший отклик сочувствующих. YouTube канал, как и блог, очень сложно раскрутить, собрать свою аудиторию. Некогда имел подобный опыт и это реально проблематично, нужно прямо жить своим каналом.

Сейчас я больше востребован как режиссер, пишут много и часто, единственный минус – клиентам кажется, что видеоролик на 30-60 секунд снять очень просто (а также быстро и дешево). Были люди, которые предлагали снять полуминутное видео за 1500 рублей и серьёзно не понимали почему это стоит дороже, ведь там всего 30 секунд. Для понимания, полуминутный видеоролик занимает от 4-х до 8-ми часов работы. При этом, я работаю достаточно оперативно.
К слову, не в самых хороших агентствах бюджет подобных видео начинается от 10 тысяч до 1 млн. рублей, где за десятку вы, скорее всего, получите «привет, 90-е» на хромакее. Вообще, направление фуд-видео очень слабо развито, на весь мир только 2 студии, которые  делают что-то невообразимое с едой. На весь мир! ДВЕ! То есть, стать третьей вполне реально. Да чего уж там. Даже двадцатой, конку­рентноспособной студией стать реально, было бы желание.

С таким весьма серьёзным подходом, какие из работ твои самые любимые?

Нет любимых, все надоедают. Вырастаешь из кадра. Хотя, мне очень нравится серия #мирвокругвилки – это довольно просто, но как-то очень сочно и ничего, кроме еды. Что удивительно для меня:)

Расскажи, как к тебе приходят идеи твоих невероятных кадров? Особенно из серии #искусствовмассле или #берегисьедауменяпила. То есть, пила у тебя действительно есть, это не фотошоп?:)

Есть очень крутая фраза Альберта Эйнштейна – «Логика приведёт вас из точки А в точку Б. Воображение приведёт вас куда угодно».
Мозг привык мыслить линейно и находится в зоне собственного комфорта. Так же, как многие предпочитают возвращаться домой одними и теми же тропами. Заказывать в кафе одну и ту же еду. Проверенную, комфортную. Так безопасно. Думать – больно. Это приносит нам дискомфорт. Но нужно лишь пару раз показать мозгу новые тропы и он поймёт, что так можно, тогда его не остановить. И речь сейчас не о тропах домой.
Есть масса способов генерации идей, будь то синектика, ТРИЗ, непрямые стратегии, морфологиче­ский анализ, да их сотни! В своё время испробовал, наверное, всё. Люблю разбирать предмет на составляющие, потом к этим составляющим подбирать предметы, а потом совмещать эти предметы с другим главным предметом, такая вот шиза (улыбается). Кстати, так родилась очередная рубрика #фотоповашимзаявкам
Суть моего любимого метода в том, что идея уже есть в вашем мозге, но она не может пробиться через логику, эмоции, какие-то внешние атрибуты, стереотипы, нехватку составляющих. И чем сильнее вы будете хотеть что-то придумать, тем глубже станете закапывать эту возможность. Надо отпустить на время желание найти идею, пойти погулять, побегать и в самый неожиданный момент (это может занять не один день) мозг подкинет идею в открытый эфир. Это действительно работает, но нужно немного натренировать мозг. И держать блокноты наготове во всех неожиданных местах квартиры (в туалете и ванной в первую очередь).
Главное, честно задать себе вопрос: «Чем моё фото будет отличаться от миллионов других фотографий, сделанных сегодня другими?»

С таким мыслительным подходом, какие идеи ты очень хочешь, но пока не можешь реализовать?

Хочу снять космонавтов в метро, апостолов в бане, симфонический оркестр в лесу, дикий лес из плюшевых игрушек  и т. д. и т. п. В общем всё то, что делаю сейчас, но только с людьми. Делаю сейчас некие попытки в этой сфере, но это, если честно, оказалось сложно и дорого. С едой, конечно, проще.

Да, с людьми в разы труднее, но и еда, конечно, не так проста, как кажется:) Ты вот сам готовишь для своих фотографий и видео?

Готовлю сам, почти всегда. Мне это нравится. В детстве, кстати, мечтал стать поваром или математиком. Одна на одном рекламном проекте я работал с нанятым фуд-стилистом. Нам нужно было сделать идеальную индейку. Она что-то мазала, красила, в итоге всё равно не получалось. Я сам потом индейку готовил, реальную, без масла.

Ты так редко выкладываешь снимки или видео, что твоих постов ждешь как благословения господня или новый сезон “Игры Престолов”, с чем это связано? Ты очень критичен к своим работам или просто не хватает времени? 

Ну, я в каком-то роде стал заложником своего же жанра, к сожалению. Хочется каждой фотографией удивлять! А это сложно. Допустим, ты хочешь сфотографировать глазунью, что может пойти не так? С вероятностью до 98% всё пройдёт как надо. Сковорода, доска, серая ткань, немного зелени, рассыпал что-нибудь и снимай под 90°. А вот, например, ты хочешь сфотографировать глазунью в аквариуме, что может пойти не так? Да всё пойдёт не так, с вероятностью до 99,9%! Очень много фотографий остаются не выложенными, по причине плохой реализации (криворукость, привет), ещё часть просто не пропускает внутренний цензор. Бывает и фотографии удаляю, но нечасто. Вообще я очень критичен, но научился с этим бороться, иначе вообще ничего не выкладывал бы;)
Да и времени конечно не хватает. Снимать стараюсь раз в неделю, в свободное от оплаченного клиентами времени. Этого, конечно, мало.

Будь у тебя возможность дать совет самому себе в самом начале фотографического пути, что бы ты себе сказал? 

«Паша, закрой гештальт!»

Какой вопрос ты задаёшь самому себе?

Красная или синяя?

Давай БЛИЦ!

Я считаю, что всё не случайно и всё вовремя
Гениальность – это  комната вверх ногами, где ты стоишь на потолке и зовёшь всех постоять с тобой. 
Фотография – это внутренний мир фотографа, переданный через пиксели. 
Больше всего мне не нравится зависть.
В творчестве неприемлема неприемлемость. На стыках неприемлемости рождаются шедевры. 
Правила необходимо знать, чтобы понимать, как это нарушить
Плохие кадры – это все, кроме отличных
Сегодня я выпил 3 кружки кофе.
Что будет через 20 лет? Всё будет так же, если ты перестанешь мечтать.
Вдохновение – это кислород, которого всегда мало.

1,689 Likes, 196 Comments - Pavel Sablya (@mandarin_neodin) on Instagram: "Мне кажется вы стали забывать, как выглядят мои руки и доширак 😲 В моём инстаграме самое сложное -..."
2,175 Likes, 291 Comments - Pavel Sablya (@mandarin_neodin) on Instagram: "Если стоите, то сядьте. Если сидите , то лягте. Если лежите , то лягте со всей силы. Ведь это..."
1,441 Likes, 124 Comments - Pavel Sablya (@mandarin_neodin) on Instagram: "#мандариновыевидео Заходишь в Инстаграм и чувствуешь себя мемом "Какая Марта?"что присходит?кого..."
1,910 Likes, 283 Comments - Pavel Sablya (@mandarin_neodin) on Instagram: "Хотел выложить видео вчера на праздник, но я такой оторва, что заснул в 7 вечера 🕺🏻 Прошлый год для..."
1,281 Likes, 88 Comments - Pavel Sablya (@mandarin_neodin) on Instagram: ""Кто бы за кем ни гнался в этот момент, я намерен съесть их."А что это за фильм у меня?😳😳получилось..."

My name is Julia and I foodaholic.